Где-то на ответах.гугл встретил мнение, что «пиар в наше время синоним слова реклама». Слух резануло. Решил подумать, чем пиар отличается от рекламы.

Аудитории. Первое отличие — в том, на кого воздействуют реклама или пиар. Аудиторий, на которые воздействует пиар больше. Для любого субъекта пиара важны правильно выстроенные отношения с потребителями или избирателями, инвесторами, представителями властей, журналистами и т. п. Реклама же чаще всего аппелирует к потребителям. Есть, конечно, социальная реклама, но и она добавляет одну группу. Пиар же по сути должен иметь дело со всеми возможными и невозможными аудиториями.

Цели и задачи. Реклама чаще всего имеет одну главную цель — увеличение продаж. Задачи могут дробиться и различатся — повыешение известности бренда, знания особенностей продукта, сравнение с другими продуктами и т. п. У пиара целей больше, они другие. В двух словах можно сказать, что задача пиара — гармонизация взаимоотношений, создание такого отношения к компании, бренду, политику и т. п., которое было бы максимально благоприятствовало его деятельности. Есть целые сферы, где о продажах речи нет, к примеру политика.

Количество вовлеченный в процесс сторон. Коммуникации в рекламе выстраиваются по одной линии между продавцом и заказчиком. Пиар-коммуникации больше похожи на круглый стол, за которым сидят больше двух сторон. Допустим, мы хотим получить поддержку властей в реализации какой-нибудь социальной программы. Кроме заказчика присутствует как минимум еще две стороны — власть и адресаты программы, пенсионеры или кто-то еще.

Инструменты коммуникаций. Просто процитирую словарную статью про пиар: «Основной инструмент воздействия в пиаре — сообщение, не маркированное как реклама. Это сообщение может быть порождено независимым журналистом, оно может передаваться из уст в уста простыми избирателями… Вот почему говорят, что, в отличие от рекламы, пиар работает с контекстами. Один из основных инструментов в пиаре, порождающий тексты-сообщения, — событийный ряд. Пиар активно использует двухуровневые модели коммуникации, другие схемы управления общественным сознанием, более сложные, чем используются в рекламе. По сравнению с рекламой, пиар более технологичен».

Функции в компании. Если коротко, то пиар — средство реализации стратегии компании, реклама — маркетинга.

Алексей Басков
http://newideology.ru