Шарков Феликс Изосимович. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор социологических наук, профессор, академик и руководитель отделения социологии и политологии РАЕН. В настоящее время работает в должностях директора Института современных коммуникационных систем и технологий, заведующего кафедрой рекламы Международной академии бизнеса и управления, профессора кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Член жюри конкурса «Пресс-служба года — 2010″

На Ваш взгляд, насколько совершенна программа подготовки PR-специалистов в российских ВУЗах?
Первый Государственный образовательный стандарт по подготовке будущих специалистов по связям с общественностью создавался в основном журналистами. Соответственно стандарт получился в виде еще одного варианта подготовки журналистов, лишь с той разницей, что упор делался на работу пресс-служб, проведение пресс-конференций, организации связей журналистов и редакций со своей аудиторией. Понятно, что предметная сфера подготовки специалистов при этом чрезвычайно сужалась Уже в стандарте второго поколения, в разработке которого, включая подготовку ряда примерных программ дисциплин, принимал автор, многое изменилось. В стандарте были предусмотрены возможности выбора из широкого спектра специализаций по подготовке специалистов по связям с общественностью для различных сфер жизнедеятельности. Появились неплохие программы, учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия. В качестве первых учебников, рекомендованных Минобрнауки автором начно-педагогической общественности были предложены учебники и учебные пособия «Основы теории коммуникации», «Социология массовой коммуникации», «Политический консалтинг». «Консалтинг в связях с общественностью», «Реклама и связи с общественностью». Появился отличный учебник по теории и практике связей с общественностью Чумикова А.Н., и Бочарова М.П.

К сожалению, весь наработанный капитал в сфере подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью чуть не рухнул в никуда. В ходе подготовки стандартов третьего поколения, ориентированных на реализацию принципов Болонского процесса, работниками Министерства образования и науки РФ предлагался вариант «возвращения» этих направлений в исходный «родительский дом». Иначе рекламу и связи с общественностью Минобрнауки намеревалось включить в направления подготовки журналистов и маркетологов в виде профилей. К счастью, нам удалость отстоять свои позиции по сохранению этих направлений, правда уже в объединенном виде. Хотя специалисты понимают, что эти направления представляют разные сферы коммуникации (хотя очень много точек соприкосновения), все же готовить бакалавров и магистров по объединенному направлению лучше, чем только развивать профили (это даже не специализация, которая имела место быть у специалистов).

До совершенства новых программ еще далеко. Достигнутый уровень все же позволяет начинать подготовку бакалавров и магистров не с нуля. Так, например, у нас в Международной академии бизнеса и управления, мы уже сделали 7 выпусков бакалавров социологии по профилю «Реклама и связи с общественностью». Наработанный опыт будет использоваться и другими вузами. К тому же новый стандарт сделан по принципу


На что, по Вашему, нужно сделать упор, чтобы «вырастить» хорошего пиарщика?
Во-первых, хорошая программа – это только залог успеха, а не сам успех. И при хорошей программе можно готовить плохих специалистов, бакалавров, магистров. Бакалавр связей с общественностью это не специалист. Многие до сих пор не ощущают этой разницы, воспринимая бакалавра связей с общественностью (да и других бакалавров) как лиц, имеющих незаконченное высшее или среднее специальное образование. Бакалавр – это человек, имеющий высшее образование, ориентированное в большей мере не на высокий теоретический уровень применения своих способностей, а в большей мене – на прикладное направление деятельности. Чтобы «вырастить» полноценного бакалавра по связям с общественностью нужно интегрировать теоретическую и практическую подготовку с тем, чтобы выпускник вуза имел компетенции, позволяющие ему самостоятельно моделировать требуемые решения и, если нужно, на основе сформированных – вырабатывать новые знания и умения, а на исполнительском уровне – разрешать различные профессиональные ситуации на практике на основе креативного подхода.

Какие советы Вы можете дать молодым людям, которые решили связать свою профессиональную деятельность с PR?
Я бы разделил свои советы и нацелил их на различные категории молодых людей, которые хотели бы связать свою судьбу с довольно широким направлением «Связи с общественностью». Если молодой человек хочет связать свою будущую профессиональную деятельность с ремеслом в сфере связей с общественностью, то это и есть бакалавр. Кстати быть бакалавром только связей с общественностью теперь в нашей стране будет невозможно – вузы будут готовить бакалавров и магистров рекламы и связей с общественностью. Я уже говорил об объединенном направлении. Многие молодые люди все же хотят получить знания, умения, навыки и компетенцию более высокого уровня, т.е. стать соответствующим магистром. Это означает, что после бакалавриата можно за два года стать магистром. Но это уже другой уровень подготовки. Защита магистерской диссертации дает право поступления в аспирантуру, а полученные знания позволяют вести исследовательскую, творческую работу и в перспективе претендовать и на руководящую работу в среднем звене государственных, муниципальных структур управления, в коммерческой и других сферах. Если молодой человек нацелен на этот уровень, то еще до поступления в вуз нужно начать работать над обогащением своего кругозора, осваивать базовые знания в социо-гуманитарной сфере. В любом случае, работать в сфере связей с общественностью и рекламы успешно будет лишь творческий человек, очень хорошо овладевший основами коммуникологии и практикой коммуникативной деятельности.

Если с рекламой все понятно уже давно — это двигатель торговли, ее россияне ежедневно наблюдают на улицах, на экранах телевизора и т.д., то вот аббревиатура «PR» до сих пор понятна не каждому. Очень многим PR представляется очередным инструментом политиков, не более. По-Вашему, происходят ли какие-то положительные изменения в понимании PR россиянами?
Аббревиатура «PR», построенная из первых букв понятия «паблик рилейшнз» многими непосвященными в данные вопросы людьми до сих пор понимается неправильно. Связи с общественностью нужно организовывать и поддерживать любому субъекту общественной деятельности – будь-то какая-либо структура, политик, хозяйственник, творческий работник, отвечающий как за внутренние, так и внешние связи с общественностью. Причем нужно уметь правильно «вычленять» свою аудиторию в каждом конкретном случае для решения поставленной задачи. Поддерживать долгосрочные доброжелательные отношения со «своей» общественностью в отличие от задач рекламы, специалистам (бакалаврам и магистрам) связей с общественностью приходится непрерывно, даже если от этой аудитории в данный момент соответствующий субъект ничего не ждет. Тем не менее, рано или поздно эти отношения дадут свой результат в виде избранного на какой-либо пост кандидата, повышения рейтинга, характеристик имиджа, бренда, узнаваемости, репутации и т.д. Одним словом, рилайтер (так называют специалистов по коммуникациям, связям с общественностью в ряде стран) все время работает над созданием нематериальной ценности, называемой сегодня гудвиллом (смотри книгу автора «Константы гудвилла: стиль, имидж, бренд, паблисити, репутация»)

В последние несколько лет все же россияне не только узнали, что такое паблик рилейшнз, но и очень многие предприниматели и их фирмы, политики и политические структуры обзавелись своими службами и специалистами. На поле паблик рилейшнз лед тронулся…

Может ли PR-образование пригодиться не только в работе, но и в жизни? Какие качества помогает развить знание PR-дисциплин?
Несомненно, даже в большей мере, чем другая специальность или другое направление. Например, вначале всех начал – создание семьи, организация ее жизнедеятельности – сплошная череда разнообразных связей с общественностью или просто между членами семьи. Полученные знания в области связей с общественностью – это незаменимый капитал, который будет цементировать все существующее вокруг на решение проблем, если иметь не только хорошую подготовку, но и четко сформированные компетенции.

Как и в любой профессии есть просто хорошие или плохие мастера, а есть виртуозы, которым дано стать не каждому. Таким надо родиться, а потом трудиться, трудиться и трудиться, чтобы достичь вершин. Прежде всего в освоении профессии помогают коммуникативные качества личности: коммуникабельность, умение говорить, слушать и слышать, поддерживать контакты, проявлять в взаимодействии толерантность, соучастность к проблемам собеседника и др. Кроме того, должно быть сформировано умение работать с современными техническими системами коммуникации. Без этого трудно представить коммуниканта. Знание основ функционирования общественных (экономических, политических, социальных, культурно-духовных) позволит коммуниканту перейти на более высокий уровень, на котором и магистр по рекламе и связям с общественностью уже может быть включенным в соответствующие управленческие структуры.

Насколько высоко работодатели оценивают качество подготовки PR-специалистов в российских вузах на сегодняшний день?
Сегодня сложилась довольно уникальная ситуация на рынке специалистов по связям с общественностью. Во-первых, даже кризис не оставил специалистов данной сферы без работы. Если не хватает рабочих мест в этой сфере, ее работник может создать сам. Во-вторых, работодатель в этой сфере не «гипнотизируется» дипломом даже сверх престижного вуза. Вначале он спросит: «У кого Вы учились?». В нашей узкопрофессиональной сфере большинство готовящих специалистов сами являются участниками реального коммуникативного процесса, работая параллельно в различных структурах. Поэтому почти все крупные работодатели и известные специалисты вузов знают друг-друга – а это своего рода рекомендация своим ученикам.

Качество подготовки, как и в любой другой сфере различно. Я не буду называть уровень подготовки в различных вузах, хотя я так или иначе знаком с процессом подготовки во многих вузах страны (как член президиума УМО по международным отношениям, в состав которого входят УМС по рекламе и связям с общественностью, как член многих профессиональных общественных объединений, академий, как председатель ГАК во многих вузах, организатор Всероссийских конкурсов по рекламе, связям с общественностью и другим направлениям). Скажу лишь обобщенно. Если в вузе есть хорошая команда специалистов-теоретиков и практиков, любящих свое дело, там и выпускники достойные. А вообще-то этот вопрос к работодателям, а не ко мне.

Что главнее – пиар или маркетинг?
Ой! Ой! ОЙ! Как здесь определить главного. Никому не советовал бы браться за эту работу. Начался бы вечный спор, и развились бы антагонистические противоречия между специалистами по связям с общественностью и маркетологами. Объединение направления рекламы и связей с общественностью имеет и одну положительную сторону. Готовя универсалов, придется будущим бакалаврам и магистрам хорошенько изучить не только маркетинг, но современные маркетинговые коммуникации, включая ИМК, которые объединяет и названные два направления, и прямой маркетинг и промоушн и выставочную деятельность, и другие компоненты комплекса маркетинговых коммуникаций.

При оценке конкурсных работ, на что будете в первую очередь обращать внимание?
Вольно или невольно мне пришлось накопить некоторый опыт организации конкурсов по рекламе, связям с общественностью, социологии и другим направлениям, являясь исполнительным директором четырех федеральных конкурсов. Во-первых, оценивается любая работа по актуальности. Если она никому не нужна, то зачем «ломать копья». Во-вторых, она должна быть подана в красочной и оригинальной форме. Серые тона есть смесь черно-белых тонов. Если нет ярких цветов, то скучно жить. В-третьих, никто даже очень красивого павлина не оценит хорошо, если в нем нет того, чего ожидает заказчик. А заказчиком любой работы является тот, кто готов за нее заплатить. Значит, работа должна иметь соответствующее содержание, раскрытое в краткой, лаконичной форме. И наконец. О вкусах не спорят. Иногда играют роль чисто «вкусовые» качества. В данном случае это то, насколько будет приятно «потреблять» предлагаемый продукт.