Бытует мнение, что PR – это та же самая реклама, только бесплатно распространяемая. Соглашаться с этим утверждением, равно как и опровергать его, вряд ли можно – теория и практика PR и рекламы в данном вопросе существенно расходятся. Реклама в целом ближе к СМИ. Стоит отметить, что баланс между платной рекламой и бесплатным (равно как и платным, хоть это формально и нонсенс) PR каждый редактор решает на свое усмотрение, что является главным камнем преткновения в и без того сложных отношениях между журналистами и PR-специалистами.
Коррумпированность прессы – один из основных её недостатков, по мнению представителей PR-агентств. Сами журналисты о PR-щиках отзываются как минимум пренебрежительно, забывая о том, что в PR-агентства уходят преимущественно представители их, журналистской, братии. Ситуация в нашей стране такова, что издания, в которых нельзя поместить скрытую рекламу под видом редакционной статьи, можно едва ли не по пальцам пересчитать. При этом о «черном пиаре» и гонорарах за него говорить не принято.
Претензии СМИ к пиарщикам упираются, по сути, в единственное требование: «Надо делиться». Если PR-специалист получает от клиента деньги за подготовку публикаций и другие услуги, то часть полученных денег, по мнению журналистов, должна доставаться каналу распространения сведений, и это вполне логично. Однако информирование читателей – основная миссия всех без исключения СМИ, поэтому с данной точки зрения PR-щикам платить не за что.
Так какая же разница на практике между рекламой и PR? Реклама оплачивается всегда; для PR возможны варианты…