Ставя на первое место людей, вы никогда
не совершите ошибки даже в вопросах
получения денег.
Майкл Маркс

В этой статье мы продолжим тему мотивации персонала. Только в отличие от статьи, в которой мы освещали влияние политики, идеологии и корпоративного кодекса на поведение сотрудников компании, сегодня мы поговорим о высшем пилотаже в управлении, а именно о «доверительном менеджменте» и умении руководителя пользоваться этим обоюдоострым инструментом.

Мечта каждого владельца или руководителя – непрерывный рост и развитие организации. Естественно, силами одного человека воплотить эту мечту в реальность тяжело. Нужны единомышленники, соратники и подчиненные. Третья категория лиц не всегда относится к единомышленникам и часто даже не лояльна к компании и управленцу. Но так как без этих людей обойтись нельзя, необходимо предпринимать определенные действия к повышению мотивации сотрудников к продуктивной работе и, соответственно, лояльности и приверженности. Инструменты достижения этой цели разнообразны, один из них – это делегирование, или «доверительный менеджмент». Как уже было сказано ранее, «доверительный менеджмент» – обоюдоострое оружие, и многие руководители боятся его использовать. Но у него есть огромные преимущества, и сегодня мы о них поговорим.
Начнем с психологии. Не каждый человек может вынести бремя ответственности. Поэтому не каждому подчиненному можно делегировать полномочия. Для этого необходимо знать, кто из сотрудников способен принимать важные для компании решения, и понимать, с кем применять «доверительный менеджмент», а с кем не стоит. Но и занижать способности подчиненных не надо. Поставьте себя на место вашего сотрудника – как вы себя будете чувствовать, если вам скажут, что «ты плохой работник»? Обидчивый человек может начать мстить, и это грозит обернуться компании большими убытками.

- «Доверительный менеджмент» – это выявление и использование управленческих, организаторских, лидерских и прочих навыков подчиненных на благо компании с помощью предоставления возможности решать важные задачи в области своей компетенции.

Итак, что же такое «доверительный менеджмент»? Это выявление и использование управленческих, организаторских, лидерских и прочих навыков подчиненных на благо компании с помощью предоставления возможности решать важные задачи в области своей компетенции, в своем подразделении, под ответственность того сотрудника, кто предлагает то или иное решение.
Согласитесь, что работник, которому было оказано доверие и который доказал, что мыслит стратегически правильно, будет самоотверженно трудиться на благо компании. На практике часто происходит обратная ситуация: руководитель считает себя умнее всех, думает о подчиненных как о бестолковых исполнителях, которым нужно «разжевывать» каждое указание и задание. И потому он принимает абсолютно все решения самостоятельно, даже если знания в какой-то отрасли имеет поверхностные. Результат получается плачевный: руководитель заставляет работников воплощать в жизнь решения, которые не подкреплены реальными знаниями и последствия которых не просчитаны. При негативном исходе дела виноваты подчиненные, якобы неправильно выполнившие задачу. А на самом деле руководитель просто не может признаться в том, что принятое им решение уже на первоначальном этапе было утопичным и фатальным.
Теперь ответим на вопрос, почему «доверительный менеджмент» обоюдоострый инструмент. Представьте себе такую ситуацию: вы один раз позволили принять решение сотруднику, оно оказалось правильным и дало положительные результаты, вы похвалили подчиненного, чтобы мотивировать его на дальнейшие трудовые подвиги. Второй раз, третий. И вот подчиненный понимает, что он «такой крутой» и компания без него «существовать не сможет». И он начинает «качать права». То есть как и в любом деле, в «доверительном менеджменте» необходима мера. В нужный момент зарвавшегося сотрудника важно поставить на место. Руководитель должен почувствовать эту опасную грань, на которой балансирует, предоставляя подчиненным возможность решать сложные и принципиально важные для компании задачи. Именно поэтому многие начальники боятся этого сложного, но очень эффективного мотивирующего инструмента. А еще потому, что боятся выглядеть бледно в глазах окружающих, т. к. думают, что их посчитают слабыми и малознающими, если решение важных вопросов отдается подчиненным.
Если все-таки рассматривать положительные моменты «доверительного менеджмента», то можно отметить следующие: возможность для подчиненного выделиться среди коллег; выявление потенциальных кандидатов на карьерный рост; принятие более профессиональных решений, имеющих продуманные и взвешенные последствия для компании.
Сотрудники могут научиться мыслить стратегически и станут более ответственно подходить к работе в компании, где они могут предложить и отстоять свою точку зрения. И абсолютно неважно, работников какого подразделения рассматривать – финансового, маркетингового или производственного: схема работы «доверительного менеджмента» одна на все предприятие.
«Доверительный менеджмент» заключает в себе много возможностей для компании. Порой рядовые сотрудники, имея широкий круг интересов, в том числе в профессиональном плане, могут предложить такое нестандартное решение проблемы, которое первоначально даже и не рассматривалось. Например, необходимо повысить производительность труда сотрудников отдела продаж. Нестандартными решениями в такой ситуации может быть: покупка ноутбуков для командировок или построение системы мотивации, где отдел продаж влияет на доходы склада и транспортного подразделения.
Теперь давайте обсудим роль связей с общественностью в «доверительном менеджменте». У пиар-специалистов уже наверняка появились мысли, каким образом этот управленческий инструмент использовать, например, в повышении приверженности. Освещение на собраниях или в корпоративном СМИ наиболее удачных решений подчиненных и положительных результатов этих решений может повлечь за собой появление более активной позиции со стороны коллектива в решении многих серьезных задач, стоящих перед предприятием. Получение обратной связи от сотрудников, обработка предложений, выявление лучших и организация награждений за наиболее удачные и качественные решения – это основная работа сотрудников PR-отдела в «доверительном менеджменте».
Если говорить о применении «доверительного менеджмента» на отдел связей с общественностью, то можно с уверенностью сказать, что PR-специалисту нужно либо доверять безгранично, либо наоборот жестко контролировать, т. к. от тех слов, которые он скажет или напишет в СМИ, от той информации, которую он вынесет за пределы организации, зависит имидж и репутация компании.

Тема мотивации очень обширна. По ней написано много трудов. И все равно до конца никто не понимает, каким образом мотивировать человека на работу. Поэтому хоть мы и закрываем эту тему данной статьей, дискуссии и обсуждения, а также новые исследования и теории будут продолжать появляться, поддерживая интерес к мотивации. Мы же в своей следующей статье поговорим о близких к мотивации понятиях – «лояльность» и «приверженность» работников своей компании. Существуют ли они в природе или это выдумка маркетологов и мифотворцев?!

Елена Галигузова и Павел Слепов

Материал предоставлен журналом «Пресс-служба». Ознакомиться с другими материалами, а также подписаться на журнал можно на сайте: http://press-service.ru/