Расхожая фраза о том, что «нет здоровых, есть недообследованные» в контексте PR-кампаний лекарственных препаратов звучит более чем уместно. Исследователи совместно с PR-специалистами нередко работают не слишком честно, «открывая» новы недуги и сразу же предлагая средства для их лечения. Кроме того, популярно сегодня и объявление болезнью того, что ранее недугом не считалось. Факт налицо: по результатам исследований British Medical Journal, сегодня в мире насчитывается более двухсот выдуманных болезней, от которых активно продаются лекарства.
Наиболее популярный для спекуляций недуг – целлюлит. Ещё лет 40-50 назад пышные дамы были в моде, а на отдыхе хорошим тоном считалось поправиться на несколько килограммов. Сегодня же во всех СМИ ведутся PR-кампании по борьбе с целлюлитом, лишним весом, ожирением, хотя, по словам медиков, это заболевание встречается крайне редко и является фиброзным воспалением подкожной клетчатки, а никак не неравномерными жировыми отложениями. Второй по популярности у PR-специалистов недуг – остеохондроз, который, вообще говоря, является возрастной нормой и предполагает лишь незначительное изменение рациона питания для компенсации происходящих в организме изменений.
Конечно же, пиком PR в фармации стала вспышка «свиного гриппа» в 2009 году – на препарат «Терафлю», считавшийся едва ли не панацеей от недуга, а на практике являвшимся мощным препаратом с огромным списком противопоказаний и побочных эффектов, из госбюджета было потрачено 2,1 миллиард рублей. Паника без лоббирования продолжилась и в 2010 году: продажи в сравнении с прошлым аналогичным сезоном упали всего на 14%.
Новый тренд фармацевтического PR – экспресс-тесты, позволяющие якобы определить риск развития тех или иных заболеваний, вплоть до нарушения функции евстахиевой трубы (полости между ртом и ухом, поддерживающей давление окружающей среды) и женского оргазмического расстройства. Сколько можно заработать на подобных проектах, эксперты рынка PR прогнозировать не берутся.