В ноябре стартовал прием заявок на конкурс «Пресс-служба года 2014». Конкурс будет проводиться уже в восьмой раз. Ежегодно в нем принимают участие сотни компаний со всей страны и СНГ, а работы лучших pr-специалистов оценивает компетентное жюри, многие члены которого стали уже постоянными. Среди них — основатель Школы социальных медиа «Вовлекай», директор CommunityLab Влад Титов.

- Влад, как давно вы вошли в жюри премии?

- Я много слышал о премии журнала «Пресс-служба». И вот два года назад Тимур Асланов пригласил меня в жюри конкурса. Став ближе к нему, увидел насколько это важный конкурс, что он объединяет pr-профессионалов. Я оценивал конкурсные работы номинации «Социальные сети», участвовал в церемонии награждения.

- Скажите, есть ли проекты конкурсантов, которые запомнились вам более всего?

- Помню большое количество интересных работ. Я был удивлен, что участники представляли совершенно разные сегменты отрасли: бизнес, НКО, силовые структуры, МЧС, налоговые службы, ФАС… Уже в 2012 году я отметил, насколько качественно построена работа по взаимодействию с аудиторией у представителей некоторых госструктур. Причем и московских, и региональных. Хотя, пока это скорее исключение из практики.

Более всего запомнились работы пресс-служб МЧС и ФАС. Они не ограничились только информированием в соц.сетях. Если гражданин обращается к ним за разъяснением того или иного вопроса, сотрудники в краткие сроки отвечают ему. Работа максимально открытая. Это важно для государственных структур.

- Что меняется в «Пресс-службе года» с течением времени?

- В прошлом году увеличилось число заявок в 3,5 раза по сравнению с 2012 годом. В номинации «Социальные сети» быстро и адекватно оценить проекты нельзя. Нужно проверить множество показателей эффективности. Обычно я оценивал конкурсные работы дня два по вечерам. А тут пришлось сидеть неделю. Притом последние сутки я вообще не спал. Однако, получил большое удовольствие от процесса и успел все оценить вовремя.

«Пресс-служба года» растет. Растет и количество, и качество работ. Увеличивается состав жюри и оргкомитета. За все это большое спасибо прежде всего генералу конкурса – Тимуру Асланову. Благодаря ему сегодня в России есть свой клуб PR-профессионалов!

- Какие, на ваш взгляд, функции несет конкурс?

- Он систематизирует работу рынка сферы связей с общественностью в течение года. Больше людей стало понимать, как важно работать открыто, общаться и обмениваться опытом с коллегами. Ну и, в конце концов, премия дает возможность получить признание профессионалов, своего руководства и общественности.

- Совсем скоро вам предстоит оценивать проекты. На что в первую очередь вы будете обращать внимание?

- Работа с аудиторией должна быть ежедневной. Преимущество сегодня получают не какие-то яркие кейсы с виджетами, крутыми играми, а те проекты, где коммуникация эффективная и систематичная. Если сформировано сообщество лояльных клиентов, то этот проект априори впереди. Мало кто умеет это делать. Кстати, до 85% компаний не понимают сути коммуникаций в соц.сетях. Их паблики читают только топ-менеджеры и маркетологи самих компаний. И это абсолютно не зависит от количества вложенных средств в эту сферу.

Нужно учиться формировать вокруг себя круг лояльных клиентов, чтобы в перспективе он стал клубом друзей. Это сложная и кропотливая работа сродни деятельности садовника. Ты сеешь сегодня, ухаживаешь завтра и послезавтра, а урожай соберёшь только через полгода.

- То есть сегодня главная задача SMM – создание клуба лояльных клиентов?

- Social Media Marketing – это миф, его не существует! Есть маркетинг, о котором много писал дедушка Котлер. Есть коммуникация, и суть ее одна. А  социальные сети – это всего лишь канал, обладающий большими возможностями. Но надо понимать, что SMM должен быть встроен в общую стратегию маркетинга, SMM – ее часть.

Статистика (Net Promoter Score) западных и российских компаний показывает: лояльные клиенты приносят больше прибыли и приводят за собой новых клиентов.

На Западе сегодня подход к работе в соц.сетях кардинально меняется. Там начинают понимать, что это один из самых удобных инструментов формирования и многократного выращивания сообщества лояльных клиентов. В России ростки такого подхода уже есть, но они малочисленны.

- PR и SMM специалистов будут вытеснять комьюнити-менеджеры?

- PR-специалисты занимаются коммуникациями со СМИ и крупными ивентами. У PR-щиков работы всегда будет много. Что касается SMM-щиков, то здесь ситуация будет меняться. По данным HeadHanter, в этом году было около 1000 вакансий для SMM-менеджеров, из них – 750 по Москве. Это рекордные цифры, учитывая спад во многих отраслях экономики. Цифры отражают то, что компании уже не передают коммуникации в соц.сетях внешним агентствам, а принимают сотрудника в штат. И это правильно. Ведь внешний человек никогда не будет знать продукт компании так же хорошо, как ее сотрудники.

С другой стороны, повинуясь SMM-мифу, компании продолжают искать этих мифологических сотрудников. В 2015-2016 годах все больше компаний увидят необходимость кардинально менять работу в соц.медиа. С этого момента повысится спрос именно на комьюнити-менеджеров.

- То есть комьюнити-менеджмент будет решать многое?

- Многое будет решать правильная стратегия коммуникаций в соц.сетях, а именно интеграция этой работы в воронку продаж. Приведу пример. Один российский дизайнер – мой клиент –  для привлечения клиентов изначально использовал только социальные сети. Чуть более двух лет опытным путем пробовал разные инструменты. Сейчас используется и активная реклама, и вовлекаются лидеры мнений. Вместе с тем ядром коммуникаций явился именно клуб лояльных клиентов. Активная ежедневная работа с ними привела к тому, что сарафанное радио стало основным источником новых потребителей. За два года работы бренд вышел на месячные обороты равные стоимости хорошей 19-метровой яхты.

Архитектура коммуникаций в сетях должна теперь учитывать и работу франчайзи в разных регионах, и растущее количество сервисных запросов, и вывод новой линейки продуктов для совершенно новой целевой аудитории.

Мы решили с клиентом окончательно перевести работу его бренда в соц.сетях от контенто-стремительной модели, к клиенто-стремительной. Конечно, это потребует обучения сотрудника компании новым инструментам. При этом, создатели бренда, уже испытав возможности соц.сетей, четко понимают, как смогут усилить работу, используя систему комьюнити-менеджмента в полной мере.

_______________________________________________________________________________________________________

Интервью опубликовано в электронной газете «PR-экспресс» №3.

Успейте подать заявку на участие в конкурсе «Пресс-служба года 2014″.