В сегодняшних экономических условиях не стоит делать ставку только на проверенные каналы коммуникации. 2015 год уже стал годом пересмотра компаниями стратегий маркетинга и поиска новых концепций. Одной из таких является совместный маркетинг или ко-маркетинг.

Партнерство в области маркетинга становится наиболее актуальным, когда необходимо сократить расходы, но при этом сохранить маркетинговую активность. Объединив ресурсы, компании могут создать ценное предложение для своих клиентов, которые становятся все более избирательными и ищут для себя дополнительные выгоды.

В результате реализации совместных маркетинговых программ компании получают значительные выгоды:

1. Сокращение затрат в результате объединения ресурсов партнеров.

2. Активный отклик потребителей и увеличение объема продаж.

3. Доступ к аудитории партнера и привлечение новых потребителей.

4. Повышение лояльности за счет предложения дополнительных выгод.

5. Увеличение известности компаний, проводящих совместные акции.

Осуществление совместной маркетинговой деятельности представляет собой интеграцию комплексов маркетинга компаний-партнеров для выполнения согласованных задач на целевом рынке. Соответственно формы совместного маркетинга различаются составом и количеством элементов комплекса маркетинга, подвергшихся объединению. Будет ли маркетинговое взаимодействие поверхностным или глубоким зависит от целей компаний.

Выделяют четыре основные формы совместного маркетинга:

  1. Двойной брендинг (dual branding).

Является элементарной формой маркетингового взаимодействия и предполагает осуществление совместных продаж (cross-selling). В данном случае одна из сторон предоставляет канал сбыта, а другая — свой продукт, который стимулирует и увеличивает продажи продукта партнера.

  1. Кросс-маркетинг (cross-marketing).

Включает взаимодействие как на уровне сбыта, так и на уровне продвижения продукции друг друга. Совместное продвижение (cross-promotion) предполагает объединение усилий нескольких компаний, действующих на близких или сходных рынках, для организации мероприятий, направленных на стимулирование сбыта или повышение осведомленности. В совместном продвижении могут быть задействованы любые средства маркетинговых коммуникаций: реклама; стимулирование сбыта; PR; прямой маркетинг; event-маркетинг; спонсорство и другие средства.

  1. Коалиционная программа лояльности (coalition loyalty program).

Более сложная форма сотрудничества, которая заключается в создании маркетинговой коалиции, действующей на рынке под общей маркой. Компании из разных сфер деятельности создают программу лояльности, которая позволяет потребителям приобретать все необходимое для повседневной жизни, используя систему бонусов, скидок, подарков. Целью данной формы ко-маркетинга является формирование лояльности к общему бренду партнеров.

  1. Ко-брендинг (co-branding).

Предполагает полную интеграцию комплексов маркетинга компаний-партнеров на долгосрочной основе. Ко-брендинговые проекты создаются согласно продуманному стратегическому плану, который включает кросс-продажи, совместное продвижение, программы лояльности. Однако, главной целью ко-брендинга является создание нового, уникального продукта под единым брендом.

Кросс-промо от Gulliver и Шоколадница.

В январе 2015 ЗАО Торговый дом «Гулливер и Ко» (входит в ТОП-3 крупнейших дистрибьюторов детских товаров в России) и сеть кофеен «Шоколадница» провели совместную акцию по стимулированию покупательской активности «Кукла, которая играет с тобой». Покупатели могли приобрести любое наименование продукции бренда fashion-кукол «Sonya Rose» со стикером на упаковке и получить гарантированный подарок – один десерт на выбор в сети кофеен «Шоколадница». Покупатели, в городе проживания которых отсутствует кофейня, получали в качестве гарантированного подарка сертификат на портал ivi.ru. Реклама промо-акции проходила на ТВ, в Интернете, в социальных сетях и журнале «ГулливериЯ», который бесплатно распространяется в магазинах детской одежды «Gulliver». Также, за месяц до запуска акции для розничных покупателей компания «Gulliver» информировала своих партнеров о старте мотивационной программы для контрагентов. Программа была направлена на поддержку закупок кукол ТМ «Sonya Rose» для предстоящей акции. Условия мотивационной программы были следующие: закупка минимум 18 SKU кукол ТМ «Sonya Rose» 2-х линеек (коллекции «Gold Collection», «Club Collection») на 30 000 руб., выкладка продукции фирменным блоком. Подарки мотивационной программы – электронные подарочные сертификаты на покупку бытовой техники в сети «М-Видео».

Ко-бренд НОУ-ХАУ от Билайн и ИОН.

С 2013 года Билайн и компания ИОН объединяют свои возможности для развития ко-бренда НОУ-ХАУ. НОУ-ХАУ — это первый в России магазин цифровой мобильной электроники, совмещенный с офисом обслуживания абонентов. Самые современные цифровые гаджеты, консультации экспертов, обучение и настройка техники, подбор выгодных тарифов и услуг оператора — теперь все в одном месте. В магазине не только отвечают на все вопросы клиентов и помогают с выбором, но и учат пользоваться современной техникой, рассказывают об уникальных функциях, делают необходимые настройки и рекомендуют приложения. Затраты на проект Вымпелком (ТМ Билайн) и ИОН не раскрывают, но известно, что ритейлер взял на себя оперативную организацию: помещения для точек, персонал, договоры с поставщиками и т.д. Вымпелком же инвестировал в разработку и воплощение новой концепции. По оценке аналитического агентства Telecom Daily, выручка НОУ-ХАУ в 4 раза превышает продажи монобрендовых магазинов операторов. В Москве только от продажи техники и контрактов сотовых операторов в сутки торговая точка получает выручку около 50 000 рублей, а вместе с другими операциями — до 300 000 рублей. Ко-бренд настолько успешен, что в 2014 партнеры значительно расширили сеть в пределах Москвы, а в 2015 планируют федеральную экспансию.

Источник: Comarket.me