Агентство iMARS Communications совместно с порталом Госзакупки специально для Sostav.ru провело исследование рынка объявленных тендеров на коммуникационных услуги. Суммарный объем российского рынка коммуникационных услуг для госструктур, госкомпаний и компаний с государственным участием в 2014 году составил около 40 млрд рублей. Данный показатель включает в себя работы по комплексному PR-сопровождению деятельности компаний, организацию и проведение event-мероприятий, изготовление сувенирной продукции, маркетинговые исследования, рекламные активности и др.

Командой экспертов анализировались закупки компаний, которые работают строго по ФЗ-44, 223 и 94, т.е. обязаны публиковать все проводимые тендерные процедуры на портале Госзакупки. Ведущие бизнес-компании, а также госструктуры определяют исполнителей на оказание услуг по итогам проведения закупочных процедур (тендеров), которые проводят либо самостоятельно, либо на специализированных площадках. Подавляющее большинство таких тендеров находится в открытом доступе, и это дает возможность оценить объем рынка коммуникационных услуг.

«В рамках проведенного исследования мы постарались оценить объем российского рынка коммуникаций за 2014 год и понять, какова тенденция на 2015 год. Мы проанализировали открытые тендеры компаний, которые обязаны работать по ФЗ-44, ФЗ-223 и ФЗ-94, так как это дает возможность реально оценить объем финансовых средств, запланированных на данный вид услуг. При подготовке исследования не брались в расчет показатели, когда закупка сначала объявлялась, а потом отменялась», — говорит партнер, директор по развитию iMARS Communications Владимир Ступников.

Суммарный объем рынка коммуникационных услуг в 2014 году оценивается в 39,69 млрд рублей и включает: рекламные и информационные/PR кампании (ключевые поисковые запросы: PR, рекламная кампания, информационная кампания, размещение в СМИ, пресс-тур и т.д.) – 14,190 млрд. руб; интернет коммуникации (ключевые запросы: создание и разработка сайта, продвижение сайта, продвижение в соцсетях и т.д.) – 3, 816 млрд. руб; организация мероприятий (ключевые запросы: организация деловых и протокольных мероприятий, выставки, конференции и спартакиады, а также торжественные мероприятия) – 17, 664 млрд. руб; рекламно-сувенирная продукция (ключевые запросы: дизайн, сувениры, полиграфия, брендинг и т.д.) – 4, 020 млрд. руб.

В целом в 2014 году цифры значительно разнятся от месяца к месяцу за счет периодического объявления закупок с большими бюджетами. В частности, в 2014 г. довольно большие бюджеты заказчиками закладывались на проведение федеральных рекламных и PR кампаний, а также — организацию и проведение концертно-развлекательных мероприятии в масштабах крупных городов-миллионников.

Наибольший объем закупочных процедур зафиксирован в I и IV кварталах 2014 года и обусловлен планированием работ либо на текущий год, либо на следующий. К лету 2014 года наблюдается резкое снижение количества объявленных тендеров, практически в 2 раза, но к Новому году начинается резкий всплеск закупок, связанных с подарками, сувенирами и торжественным мероприятиям, посвященными подведению итогов работы за год.

 

«В условиях пересмотра и сокращения маркетинговых бюджетов коммуникационный рынок начинает становиться сверх конкурентным. Если в 2014 году в среднем на один крупный тендер приходило 3-4 агентства и это было много, то сейчас количество участников до 10 агентств — это норма», — добавляет Владимир Ступников.

Анализируя начало 2015 года можно сделать предположение, что корректировка коммуникационных бюджетов составила в некоторых случаях не более 10-15%, но это не означает, что в течение года размер этой корректировки не может быть как увеличен, так и уменьшен, в зависимости от развития экономической ситуации в стране и в мире.