Олег Васильевич Ткачук.

Доцент, кандидат социологических наук, независимый PR-консультант.
За 15 лет активной практики реализовал сотни успешных проектов в связях с общественностью.
Участник международных и российских научных конференций по проблемам теории и практики массовой коммуникации.
Преподает в МГУ им. М.В. Ломоносова и Московском авиационном институте.

Входит в состав членов жюри всероссийского конкурса «Пресс-служба года».

На Ваш взгляд, как отразился кризис 2009 года на деятельности российских пресс-служб?
Я думаю, что период экономической нестабильности, на самом деле, еще далек от завершения, и вероятность развития кризисных ситуаций на макроуровне остается довольно высокой. В этих обстоятельствах, на мой взгляд, нужно сохранять высокую степень профессиональной бдительности, — тщательно мониторить потоки массовой информации, всегда быть готовыми к развитию ситуации в неблагоприятном направлении. К сожалению, как показывает практика, многие пресс-службы оказываются не в состоянии на должном профессиональном уровне работать в ситуации кризиса. Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС в прошлом году, природные катаклизмы и пожары этого года, безудержный рост цен и ажиотажный спрос на продукты питания, политический кризис в Московском правительстве и многие другие события показывают нам главные недостатки в работе пресс-служб: слабая оперативность, заносчивость в общении с журналистами, неспособность или нежелание предоставлять СМИ максимально полную информацию. Хочется думать, что настоящие профессионалы смогут сделать для себя достаточно выводов из опыта этих кризисных ситуаций.

Как вы считаете, какое будущее ждет российский рынок PR?
На мой взгляд, мы переживаем сейчас особую фазу развития национальной системы социальных коммуникаций. С одной стороны, очевидно сужение сферы, которую Юрген Хабермас в свое время определял как «публичное пространство»: большинство действительно важных для общества дискуссий ведутся за закрытыми дверями, там же и принимаются основные решения. Коррупции – этой ржавчины современной России, как известно, публичность не нужна. В сфере политических коммуникаций, где сейчас во всю разыгрался административный ресурс, профессиональный PR тоже все менее востребован. В связи с этим, казалось бы, спрос на PR падает. Но, как мне представляется, все не так однозначно. Люди меняются – становятся более свободными, приходит новое поколение, усиливается протестное настроение. Интернет сейчас стал коммуникационной платформой, которая оказывает сильнейшее влияние на общественное мнение и массовое поведение. Именно здесь сейчас сосредоточен главный потенциал и источник роста рынка PR-услуг. Корпорациям, власти, организациям придется – хотят они того или нет – научиться разговаривать и договариваться с обществом. А это – работа профессионалов нового поколения.

Вы преподаете в институте уже много лет. Как Вы оцениваете современный уровень подготовки специалистов по PR? И можно ли в студенте-первокурснике разглядеть будущего преуспевающего профессионала?
Я уверен, что только любознательность и трудолюбие делают из нас профессионалов. Как правило, эти качества воспитываются в самом раннем возрасте. Трудно привить активный интерес к жизни уже взрослому человеку. Поэтому, как правило, для меня не становится сюрпризом успешность карьеры того или иного выпускника. Хотя в жизни, как мы знаем, есть еще и удача, — счастливое совпадение благоприятных обстоятельств… Если же говорить об уровне подготовки в вузах специалистов по PR, то я бы сказал, что, в целом, вузам, конечно, есть куда развиваться. Не хватает толковых учебников. Успешные PR-профессионалы в роли педагога – большая редкость. Профессиональные конкурсы в последние годы не публикуют работ даже победителей, закрывая дорогу к полезным кейсам и обмену опытом. Проблем много, но, как мне кажется, и успехов у вузов тоже не мало.

Вы побывали во многих странах мира. Какую бы страну Вы могли назвать самой комфортной для жизни?
Сейчас мне очень нравится Австрия вообще и Вена в частности. Красивый, просторный, комфортный город, в котором чувствуешь колоссальную заботу о его жителях и его гостях. Но по большому счету, я думаю, что самой комфортной страной для человека является его Родина. Заполярному мху вряд ли будет хорошо в Средней Азии. Другое дело, что Родина для каждого из нас – не только географическое пространство, но еще и социальный, политический, культурный микроклимат, который, как оказывается, может меняться порой довольно быстро и значительно. Мне кажется, что сейчас у нас этот микроклимат в некотором роде удушливый.

Почему вы приняли решение войти в состав жюри конкурса «Пресс-служба года»?
В первую очередь, из любопытства. Эта работа, надеюсь, даст мне возможность не только посмотреть на работу сотен своих коллег из разных регионов, но и поучиться у них.

Какую роль в развитии PR-отрасли играет проведение подобных конкурсов?
К сожалению, далеко не всегда наши начальники и заказчики в состоянии оценить профессионализм той или иной работы. Поэтому открытый конкурс с прозрачной и ясной для всех системой оценки может сделать очень многое: поддержать на правильном пути лучших, научиться друг у друга, выявить системные ошибки, дать в руки молодым специалистам неоценимый опыт профессионалов из самых разных регионов страны.

Что вы можете пожелать участникам «Пресс-службы года — 2010″?
Понятливых начальников, отваги и удачи!

Напишите, пожалуйста, в нескольких предложениях свое мнение о конкурсе «Пресс-служба года»
К сожалению, далеко не всегда наши начальники и заказчики в состоянии оценить профессионализм той или иной работы. Поэтому открытый конкурс с прозрачно и ясной для всех системой оценки может сделать очень многое: поддержать на правильном пути лучших, научиться друг у друга, выявить системные ошибки, дать в руки молодым специалистам неоценимый опыт профессионалов из самых разных регионов страны.