Интервью с Александром Чумиковым.
Александр Чумиков,вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг», доктор политических наук, профессор.
Входит в состав членов жюри всероссийского конкурса «Пресс-служба года».
Александр Николаевич, расскажите, как Вы начинали свою карьеру в PR? С какими трудностями Вам пришлось столкнуться?
Я сначала мечтал быть и был журналистом. Печатался с 9-го класса. Закончил журфак МГУ им. М.В. Ломоносова. Прошел в газетах/журналах путь от спецкора до главного редактора. Но… журналистика – это начальная стадия PR. Когда «что вижу, то и пою». Следующая стадия: когда «вижу и пою» сознательно. То есть когда журналистика превращается в копирайт. Когда журналистика не (только) для души, а для продвижения. И когда отслеживается и учитывается обратная связь.
Как PR-специалист я начал «скромненько» в 1992 году — с руководителя службы PR крупнейшего строительного комплекса Москвы АО «Сити». Трудности пошли с 1996 года, когда создал PR-агентство «Международный пресс-клуб». Они — обычные, те, с которыми сталкивается большинство людей, имеющих собственный бизнес.
Как изменился отечественный PR за эти годы? Появились ли новые сложности в работе PR-специалиста? Или, наоборот, работать стало проще?
Мы пережили этап «начального» PR в начале 90-х годов прошлого века. Когда первые прикоснувшиеся к познанию данной сферы специалисты сразу становились полубогами.
Мы пережили расцвет PR в середине 90-х, когда основным заказчиком PR-проектов был бизнес, договоры заключались легко, а бюджеты были большими. Что же касается политического PR, то там бюджеты были просто огромными. Плюс существовала реальная демократия, когда почти все было можно, а государственные мужи считали за честь дать пресс-конференцию в престижном месте.
Кризис 1998-го по бюджетам больно ударил. Приход к власти В. Путина в 2000-м перевел демократию в режим управляемой.
При этом первое десятилетие XXI века – время перехода от полумифического PR к реальному. Скажем, в начале 90-х почти шепотом произносилось магическое слово — «имиджмейкеры». В 2000-х – покороче – «жмейкеры» и даже «мордоделы».
Что сегодня? Рыночного PR стало значительно меньше. Основной заказчик PR-услуг – государство, и все эти услуги стоимостью свыше 100 тыс. рублей выносятся на государственный конкурс. Конкуренция за победу – сильнейшая.
Полит-PR фактически умер, заменившись лоббизмом или GR, если кому-то больше нравится последний термин.
А вот международные компании никуда не делись – они будут работать и использовать PR-инструменты хоть бы и при царизме.
Кризис 2009 года еще раз больно ударил по бюджетам, которые сократились.
Но это все, так сказать, исторические констатации… Поэтому дальше о другом.
В прошлом веке все учились проводить мероприятия – пресс-конференции, клубные вечера, приемы, конкурсы. Теперь учатся думать, интерпретировать информацию и продвигать ее в нужные каналы. И пресс-конференция в таком контексте зачастую может стать не столько красивым шоу с «правильным» набором вопросов и ответов, сколько поводом легитимно позиционировать фактуру, которая родилась до и вне пресс-конференции. А конкурс – не столько способом «определения лучших», сколько стратегией вовлечения в некоторый проект нужных целевых аудиторий. А в качестве самой целевой аудитории вполне может выступать один человек…
Сверхзадача PR сегодняшнего дня – освоение блогосферы и социальных сетей.
В XX-м веке сама профессия «специалиста по связям с общественностью» для России казалась таинственной и суперперспективной. Считалось, что можно «маленько подучиться», начитаться хороших книг и стать пиарщиком, и получать высокие гонорары. Еще в XX-м веке говорили о «низком уровне понимания чудесного воздействия PR» руководителями.
В XXI-м возник и другой вопрос: а зачем понимать или даже знать термин? Помните присказку: раз вы такие умные – покажите мне свои деньги (читай: или добавьте что-то к моим). Не можете? А туда же – пиар, пиар… Вопрос в результативности, а не в мифологических рассказах о достоинствах профессии.
PR не может гарантировать результат? Это тоже миф (или оправдание для неумелых), который также следует оставить в прошлом веке. PR может гарантировать результат! Просто он по-другому получается.
Информационный аудит – информационная стратегия – изменение информационного поля – влияние, подтвержденное измерениями…
Как Вы проводите свободное время? Что помогает Вам отвлечься от рабочих вопросов?
Хожу по горам. Раньше – настоящий альпинизм со сложными восхождениями. Сейчас – трекинг (по-нашему – горный туризм). За последние 15 лет только в Непал, в Гималаи совершил 6 экспедиций, последняя – в январе этого года. В нашей стране пройдены Кавказ, Алтай, Саяны, Урал, вулканы Камчатки. В зарубежье – Памир, Алай, Альпы, Балканы, Килиманджаро.
Какой самый экстремальный поступок Вы совершали в своей жизни или хотели бы совершить?
Сложные скально-ледовые восхождения. С обморожениями, переломами… И неземным драйвом!
Вы входите в состав жюри большого количества профессиональных конкурсов для пиарщиков. Можете ли Вы выделить отличия конкурса «Пресс-служба года» от аналогичных конкурсов?
Этот конкурс более широк и инструментален, чем некоторые другие. Диапазон номинаций и требуемых материалов впечатляет – от проектов и кампаний до статей, пресс-релизов и даже заголовков. То есть потенциально каждый сотрудник пресс-службы может найти в конкурсе свое место. И это хорошо!
Какие проекты, из представленных на конкурс в прошлом году, произвели на Вас наибольшее впечатление?
Проекты, отразившие работу пресс-служб Томского и Омского государственных университетов, Воронежской областной Думы, переводческой компании «Экспримо».
Что Вы можете пожелать новым участникам конкурса?
Экспериментируйте с интернет-коммуникациями. Это глубоко небанальное пространство деятельности, где есть что искать и находить. Где можно совершить прорыв. Не вспоминайте при этом про вчерашний и даже сегодняшний день – их просто нет. Думайте о завтрашнем.
Напишите, пожалуйста, в нескольких предложениях свое мнение о конкурсе «Пресс-служба года».
Конкурс хороший, но в нем маловато мотивирующих стимулов и интерактивных позиций. Это не обязательно денежные премии. Может быть организован какой-то престижный форум или издание. Может быть создана социальная сеть «Пресс-служба – конкурс». Могут проводиться он-лайн конференции победителей и претендентов. Можно осуществить интернет-голосование.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вы должны авторизоваться.